Испанская керамическая плитка - это своеобразный эталон качества, на который равняются и с которого берут пример. Испанская керамика вдохновляет авторов коллекций плитки на создание новых образцов керамического искусства. В этом плане испанская керамическая плитка выступает в качестве живительного источника, из которого черпают свои силы производители керамики. Даже известные маэстро керамической плитки - Гауди и Эше - стали мастерами только после долгого и упорного изучения особенностей производства и нанесения рисунка испанской керамической плитки. Сегодня лучшие коллекции испанской керамической плитки - обязательный материал в отделке престижных гостиниц, зданий для представителей органов высшей государственной власти, а также жилых домов и квартир, владельцы которых знают толк в искусстве.
Испания занимает почетное второе место по объемам производства керамической плитки после Китая. Китайская республика с миллиардным населением ежемесячно производит более 10 миллионов тонн керамических отделочных изделий, что более чем в два раза превышает объем плитки, производимой в Испании. Однако качество китайской штампованной плитки оставляет желать лучшего. Испанская керамическая плитка имеет свои традиции производства, которые передавались преимущественно устно от мастера к подмастерью. Уникальные коллекции испанской керамики имеют, как правило, более чем двухтысячелетнюю историю. Но технология ее изготовления не сразу стала доступна ремесленникам и мастерам. Изначально она тщательно записывалась монахами испанских католических орденов и держалась ими в строжайшей тайне.
В производстве испанской керамической плитки отмечают два направления: "ремесленное" и "аристократическое". Оба эти названия, разумеется, условны, однако за ними скрываются ключевые особенности производства современной испанской плитки. Так называемое "ремесленное" направление родилось в период Реконкисты - изгнания мавров из Испании. В пустые, полуразрушенные объединенной испанской и французской армией города, первыми въезжали опальные вельможи и беднота - многочисленные испанские и французские беженцы, цыгане и евреи. Они самостоятельно занимались отстройкой города и осваивали строительные технологии и материалы. Производство керамики здесь было налажено экспериментальным путем - так, как это происходило позже в большинстве других стран. "Ремесленная" керамическая плитка не считалась декоративным отделочным материалом - ее чаще всего использовали в отделке сельских церквей, различных городских зданий, колоколен и фонтанов. Ремесленники делились секретами производства со своими учениками, а наиболее успешные из последних создавали первые цехи. Позже цехи разрастались в крупные фабрики, многие из которых активно развиваются и по сей день.
Под "аристократической" испанской плиткой понимается арабская керамика, секреты производства которой были записаны в начале VIII-IX веков католическими монахами. На протяжении столетий - вплоть до революции в XX веке - об этих секретах было известно только фабрикам при католической церкви. Запретной для передачи была информация о технике нанесения рисунка, составе каолиновых глин, используемых в производстве, и даже температуре обжига. С приходом к власти Франциско Франко фабрики при католической церкви получили статус независимых, однако свои секреты они не спешат открывать до сих пор.
Испанская школа керамической плитки чрезвычайно консервативна. Если итальянские мастера на протяжении столетий искали и находили новые решения в области керамики, то испанцы всегда доверяли историческим корням своей керамики. Знаменитый автор технологии нанесения фотографического рисунка на керамическую плитку Морис Эшер однажды заметил: "Классическая испанская плитка вмещает в себя прошлое, настоящее и будущее. Вся остальная плитка обречена на повторение".